В сети появилась петиция в поддержку недостроенного международного медицинского центра «Клиника сердца». Она была создана людьми, неравнодушными к судьбе будущего кардиохирургического центра.
Компания «Современные медицинские технологии» поздравляет всех с наступающим Новым Годом! В преддверии наступления праздника принято подводить итог и делиться достижениями уходящего года.
Директор компании «Современные медицинские технологии», инвестор строительства Международного медицинского центра «Клиника сердца» Шатило Сергей Францевич и генеральный директор «Клиника сердца» Маковская Анна Игоревна приняли участие в деловой встрече, которая была организована Посольством Республики Корея в Москве для российских и корейских компаний.
С 11 по 13 октября в г. Алматы проходит одно из важных мероприятий в области здравоохранения Республики – III съезд анестезиологов и реаниматологов Казахстана.
В новом медицинском центре, который строится с нуля, все ИТ-решения нужно проектировать одновременно со строительными конструкциями, считает генеральный директор междунарого медицинского центра «Клиника сердца» Анна Маковская.
– Каким, по вашему мнению, должно быть ИТ-оснащение современного медицинского учреждения?
– Когда мы начинали проект, мы хотели, чтобы у нас получилась не просто клиника, а умный дом, где можно управлять всей инфраструктурой – климатическими системами, лифтами, операционными и лабораториями. Больница – это как небольшой завод, все цеха которого должны работать слаженно. Это же касается ИТ-систем: в них должны быть интегрированы и административно-управленческие, и чисто медицинские программы.
На российском рынке много сильных ИТ-решений для медицины. Но поскольку наша клиника изначально ориентируется на оказание медицинских услуг высокого качества, мы выбираем самые лучшие ИТ-решения. Если говорить о медицинских информационных системах (МИС), то они должны быть надежными, удобными для пользователей, безопасными, с возможностью быстрого доступа к необходимой врачу информации. Кроме того, в списке наших требований – возможность интеграции с МИС всего установленного в клинике оборудования, а это будет и магнитно-резонансная томография, и компьютерная томография, и рентгеновские установки, и большая сильная лаборатория. Следующий блок, который нам очень важен, это сайт клиники. На нем должна быть не только вся информация о медицинском центре и предлагаемых медицинских услугах, но и средства обратной связи с пациентами, личные кабинеты врачей и пациентов с доступом к электронной медицинской карте.
– По каким принципам вы выбирали ИТ-решения для своего медицинского центра?
Для нас было важно получить гибкое интегрированное решение, в котором собраны и лабораторная ИС, и радиологическая ИС, и все функции, необходимые в такой медицинской организации, как наша, – управление потоком пациентов, учет оказанных медицинских услуг, высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, электронная регистратура с возможностью быстрой записи на прием к врачу, управление ресурсами медицинской организации, ЭМК, документооборот, взаимодействие с системой ОМС, аптека, медицинский склад и т.д.
Процедура выбора решения была стандартной – по конкурсу, на который выставили свои решения пять поставщиков. В итоге мы выбрали МИС qMS компании СМ.АРМ из Санкт-Петербурга. Система заинтересовала нас удобным интерфейсом для всех категорий пользователей – медсестер, врачей, заведующих отделениями, экономистов, юристов, сотрудников службы эксплуатации и т.д. В ней также грамотно построена ЭМК, есть удобные средства аналитики, возможность составления сложных запросов, возможность подключения медицинских справочников, функция загрузки в ЭМК пациента данных о его радиологических, МРТ- и других исследованиях, возможность анализа данных одного пациента по тому или иному показателю в течение длительного периода времени. Ее плюсами также являются гибкость настройки и хорошая сервисная поддержка вендора. В будущем мы интегрируем в свою МИС систему поддержки решения врача. Это будет, конечно, не Watson, а российская разработка, в базу которой будут загружены данные именно российских пациентов, поскольку, как хорошо известно врачам, заболевания и способы их лечения имеют довольно четкую географическую привязку.
– Как ваши сотрудники относятся к полной информатизации своих рабочих мест? Потребовалось ли для них специальное обучение?
– Обучение сотрудников работе с ИТ-системами мы начали еще в декабре 2015 г., когда на площадке вовсю шли строительные работы. Часть наших врачей раньше не имела дела с МИС, так что им пришлось обучаться с нуля. Конечно, время на обучение понадобится разное – кому-то день, а кому-то и две недели. Но система оказалась достаточно умной, а пользовательский интерфейс, как я уже упоминала, у нее удобный, поэтому все сотрудники остались довольны. Много говорится о том, как оптимизируется с помощью МИС работа врача, сколько времени у него высвобождается, но стоит отметить также важность МИС для медицинских сестер. Ведь больше всех времени в стационаре проводит именно медсестра, которая должна вовремя и точно выполнить все назначения врача. И ей тоже нужно высвободить время на общение с пациентом.
– Какие ИТ-решения будут внедрены в первую очередь, а какие – в перспективе?
– Наша клиника начиналась с проекта, в котором ИТ-решения были отражены вместе со всеми строительными конструкциями, и только после этого началась стройка. Оборудование Fujitsu, которое мы используем, позволяет гарантировать выполнение базовых принципов ИТ: доступности, безопасности, конфиденциальности. Наш кластер построен на блейд-серверах и системе хранения данных Fujitsu, что дает возможность достичь высокой скорости обработки данных. Рабочие места мы создали на базе технологии тонкого клиента, за счет чего повышается мобильность медперсонала и обеспечивается высокий уровень безопасности медицинских данных.
В начале прошлого года была внедрена система документооборота, и мы успешно ее эксплуатируем. Это решение от самарской компании Haulmont. Система также будет помогать контролировать эффективность работы сотрудников, использования помещений и техники клиники, найдет применение в деятельности юристов, технической службы и отдела кадров.
Сейчас мы уже почти на финишной прямой, идет установка тяжелого оборудования для КТ и МРТ. Кстати, у нас будет установлена программа, позволяющая совместить изображения, полученные в ходе трех разных исследований: УЗИ, КТ и МРТ, что создаст максимально полную картину. Есть также планы сотрудничества с Центром прорывных исследований Самарского медицинского университета по использованию 3D-биопринтеров. Это очень перспективное направление. Думаю, через пять-семь лет мы с помощью этих биопринтеров сможем делать сердечные клапаны.
Кроме того, в планах у нас построение телемедицинской системы. Система эта будет применяться не только для телеконсультаций и телеконсилиумов, но и для образовательных целей. Современная медицина невозможна без постоянного обучения врачей, медсестер и административного персонала. С городской администрацией Самары мы также уже договорились об организации школ для пациентов по разным заболеваниям. В общем, мы не собираемся сидеть, сложа руки, в ожидании принятия закона о телемедицине.
– Планируете ли вы использовать мобильные приложения для мониторинга состояния пациентов?
– В последние годы появилось немало устройств и программных продуктов, предназначенных как раз для мониторинга работы сердечно-сосудистой системы. И у нас будет несколько приложений, предполагающих использование мобильных устройств. В нашей клинике, как и в других медицинских центрах кардиологического профиля, пациентам будут имплантироваться электрокардиостимуляторы. Для проверки состояния электрокардиостимулятора используются специальные станции, которые мы будем у себя устанавливать. Кардиостимулятор прикладывается к такой станции, и информация о его состоянии автоматически передается врачу.
Второй проект, призванный сократить время принятия решения о лечении пациентов с острыми сердечно-сосудистыми состояниями, был задуман вместе с министерством здравоохранения Самарской области. Он будет осуществляться в тесном взаимодействии с бригадами службы «скорой помощи» области. Когда «скорая» будет везти пациента с подозрением на кардиологическую патологию, ему уже в машине будут делать ЭКГ, данные передавать к нам в клинику и дежурный врач сможет сразу определить, в какое отделение нужно направить этого пациента и какую бригаду врачей готовить для его встречи. И, конечно, мы планируем развивать мобильные приложения, связанные с мониторингом состояния пациентов, которые уже выписались из клиники и находятся под амбулаторным наблюдением врача. Однако пациенты должны понимать, что мобильные технологии, несмотря на все свои успехи, не могут заменить систематические визиты к врачу.